Русская новеллистика 1920-х годов : основные тенденции развития
Аннотация
на автореферат диссертации Пономарёвой Елены Владимировны по теме «Русская новеллистика 1920-х годов (основные тенденции развития)»
Диссертация Е.В. Пономарёвой посвящена исследованию русской новеллистики 1920-х годов как специфической историко-литературной системы. Предметом исследования становится разнонаправленный, многоаспектный, широко понимаемый процесс трансформации канонических парадигм, который предполагает отсутствие абсолютизации каких-либо узко-специфических категорий, осмысляемый в масштабах синтетического художественного единства, организуемого взаимообусловленной триадой «метод – жанр – стиль». Процесс, исследуемый в литературе, вписывается в порядок общих философских закономерностей.
В работе преследуется цель охарактеризовать направленность и специфику стратегии художественного синтеза как одной из доминирующих внутри новеллистического потока 1920-х годов. Это предполагает, в свою очередь, комплексное исследование новеллистических феноменов в русской прозе 1920-х годов, относящихся к разным типам культуры; восходящих к различной родовой и видовой традиции; основывающихся на различных вариативных моделях жанра. В качестве основной выдвигается гипотеза, согласно которой процесс развития малой прозы, с приобретением ею свободной ориентации на инородовые, инодискурсивные, иностилевые практики, уже в конце XIX века наметил перспективу, а к 1920-м годам создал серьёзную эстетическую платформу для конструирования универсальных, разноприродных жанрово-стилевых моделей.
Научная новизна проекта обусловлена тем, что в нём впервые предпринимается попытка комплексного, масштабного исследования русской новеллистики 1920-х, с точки зрения реализации в рамках малого жанра стратегии художественного синтеза. Введение в исследовательское поле творчества широкого круга забытых или ранее замалчиваемых авторов, анализ и описание уникальных процессов, позволявших в рамках мобильного, открытого эксперименту, лаконичного жанра – новеллистики – молниеносно реагируя на события исторической действительности, опережая другие жанры, обновлять способы создания концепции Человека и Мира, должно стать условием объективного воссоздания характера самобытной русской культуры первой трети XX века, достоверной реконструкции картины литературной жизни 1920-х годов. Теоретическая значимость диссертации определяется её вкладом в развитие теории малых жанров, она состоит в реализации нового, оригинального, системного историко-теоретического подхода (основанного на соединении философского, культурно-исторического, эстетического и собственно-литературного контекстов) при изучении новеллистической модели мира. Апробированные подходы и полученные результаты могут быть использованы при исследовании подобных художественных стратегий в рамках мирового литературного процесса. Практическая ценность работы заключается в том, что изложенные в ней наблюдения и выводы могут быть использованы в образовательной практике: положены в основание вузовских и школьных курсов по истории и теории литературы; спецкурсов по проблемам анализа литературного произведения, творчеству отдельных писателей. Достоверность научных результатов обеспечивается привлечением обширного литературного материала, опорой на рукописи и первые, прижизненные авторские издания текстов, публикация которых осуществлялась в ряде случаев при тесном сотрудничестве художников и издателей (следовательно, с учётом авторской концепции произведения).
Есть автореферат