УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
На правах рукописи
ПЕТРИЩЕ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Орел - 2003
Работа выполнена в Орловской региональной академии государственной службы
Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент
Анненкова Алла Анатольевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Горланов Геннадий Васильевич кандидат экономических наук Кононов Владимир Вячеславович
Ведущая организация: Орловский государственный
технический университет
Защита состоится "Л "kb&j* 2003 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 502.004.03 по экономическим наукам при Орловской региональной академии государственной службы по адресу:
302028, г. Орел, Бульвар Победы, 5-А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Орловской региональной академии государственной службы
Автореферат разослан " 2с " ъифЛЗр** 2003 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат экономических наук, доцент В.В.Печенкина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время с особой остротой проявилась проблема развития российского малого предпринимательства в условиях реформирования экономики и вывода её из затянувшегося сис¬темного кризиса. Несмотря на определённые успехи, достигну¬тые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики перестал активно развиваться и не оказывает ожидаемого положительного влия¬ния на социальное и экономическое развитие общества, не спо¬собствует сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны. Формирование целостной концепции раз¬вития малого инновационного предпринимательства в России и обеспечение его поддержки не может быть осуществлено без исследования объективных тенденций, экономических противо¬речий, внутренних источников экономического развития пред¬принимательства, форм и методов его государственной поддержки с учётом специфики развития регионов России.
твд
Значительную роль в стратегическом развитии малого ин¬новационного предпринимательства играет не только государ¬ственное регулирование, основанное на использовании прямых административных мер воздействия, но и система поддержки, базирующаяся на косвенных (экономических) методах. Такой подход обеспечивает решение двух задач: во-первых, формиро¬вание среднего класса, способного самостоятельно обеспечить собственное благосостояние, и, во-вторых, достаточно эффектив¬ную поддержку роста экономики региона.
Становление исходной базы поддержки малого инновацион¬ного предпринимательства - сложный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать, что не вполне изучены процес¬сы его влияния на экономику региона: складывающаяся система поддержки на региональном уровне не носит целостного харак¬тера, не до конца отработан механизм взаимодействия между
федеральными и региональными
единой политики развития. Экономическая политика государства по отношению к малым инновационным предприятиям не мо¬жет быть результативной, пока отсутствует комплексная научно обоснованная консультационная, обучающая, сопровождающая, информационная инфраструктура развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Степень научной разработанности проблемы. Суще¬ственный вклад в разработку теорий и концепций малого инно¬вационного предпринимательства принадлежит западным учёным-экономистам. Основа теоретических исследований раз¬вития инновационной составляющей предпринимательства была заложена Й. Шумпетером. П. Друкер, Р. Кантильон, Дж. Кейнс, Ф. Хайек, А. Хостинг и другие, проводя исследования сущности предпринимательства, отмечали его как своеобразное творчество, в ходе которого постоянно возникают инновации и изменения.
В отечественной экономической литературе до настоящего вре¬мени исследовались лишь отдельные аспекты деятельности малых предприятий в инновационной сфере. Эти вопросы частично рас¬сматриваются в работах Л.И. Абалкина, В.Н. Архангельского, Т.А. Алимовой, А.О. Блинова, А.В. Бусыгина, А.Н. Буянкиной, А.Л. Гапоненко, Горланова Г.В., Б.К. Злобина, Г.Ф. Столбова, Э.А. Уткина, А.Н. Фоломьева, В.М. Яковлева и других.
Большинство исследователей рассматривают данную про¬блему только с позиции государственного регулирования ма¬лых инновационных предприятий. Проблема создания элементов инфраструктуры такой системы в большинстве работ решает¬ся с организационно-технологической стороны, но роль систе¬мы поддержки этим не должна ограничиваться. Именно с её помощью возможно вовлечение в реальный экономический процесс тех резервов малого инновационного предприниматель¬ства, которые в случае создания благоприятных условий могут во многом способствовать повышению динамики и социальной направленности экономического развития России.
Вместе с тем остаются недостаточно изученными тенден¬ции развития малого инновационного предпринимательства на региональном уровне, специфические проблемы повышения ус¬тойчивости таких предприятий, их влияния на выравнивание социально-экономического уровня развития регионов.
Изложенные обстоятельства определили актуальность и выбор темы'диссертационного исследования, его цель и задачи.
I -•» w.
Цель диссертационного исследования состоит в разработ¬ке концептуальных положений управления развитием системы поддержки малого инновационного предпринимательства на ре¬гиональном уровне.
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
- оценить важнейшие тенденции, закономерности формиро¬вания и реализации системы поддержки малого инновационно¬го предпринимательства на региональном уровне, обосновать необходимость её совершенствования;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт, теорети¬ческие методы исследования, выделить и систематизировать эффективные методы управления развитием системы поддер¬жки малого инновационного предпринимательства на уровне региона;
- изучить современное состояние, основные проблемы и перспективы развития малого инновационного предприниматель¬ства с позиций его места в социально-экономическом развитии региона;
- определить принципы и методические подходы к постро¬ению оптимальной инфраструктуры, обеспечивающей поддерж¬ку деятельности малых инновационных предприятий и выбор её организационных элементов;
- проанализировать, сравнить имеющиеся методики оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и предложить авторскую;
- разработать практические рекомендации, направленные на развитие системы поддержки малого инновационного пред¬принимательства на уровне региона.
Объект исследования - субъекты малого инновационно¬го предпринимательства Центрального федерального округа РФ.
Предметом исследования явились элементы системы поддержки малого инновационного предпринимательства на ре¬гиональном уровне.
Теоретической и методологической базой диссерта¬ционной работы стали концептуальные положения и научные разработки зарубежных и отечественных авторов, исследующих проблемы предпринимательской и инновационной деятельности.
В диссертации использованы основные положения теории пред¬принимательства Й. Шумпетера, П. Друкера, В.Н. Архангельско¬го. В исследовании были использованы методы наблюдения, сравнения, категориального, эмпирического, экономического, ло¬гического, статистического анализа и синтеза, аналогового моде¬лирования в области процессов развития малого инновационного предпринимательства. Нормативно-правовой базой исследования явились законы, указы и нормативные акты Президента и Прави¬тельства Российской Федерации, решения Госсовета при Прези¬денте РФ по вопросам поддержки развития предпринимательства в научно-технической сфере, а также региональные программы развития малого предпринимательства.
Информационно-эмпирическую базу исследования со¬ставили официальные статистические данные Госкомстата Рос¬сии, Орловского областного комитета государственной статистики, аналитические, нормативные, справочные материалы Управления по предпринимательству, инвестиционной и инновационной дея¬тельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям Ап¬парата Губернатора Орловской области, Орловского областного государственного Фонда поддержки малого предпринимательства, другие материалы.
Научная новизна диссертационного исследования состо¬ит в разработке и обосновании основ концепции управления развитием системы поддержки малого инновационного пред¬принимательства на региональном уровне с использованием эффективных методов, механизмов и организационных измене¬ний. Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:
- уточнена теоретическая сущность категорий "инноваци¬онный процесс в предпринимательстве", "малое инновационное предпринимательство", современное содержание, место и значе¬ние малого инновационного предпринимательства в экономи¬ческом развитии и реформировании экономики России;
- разработана методика прогнозирования развития малого инновационного предпринимательства в областях Центрального федерального округа РФ на основе определения направления раз¬вития инновационного предпринимательства в регионе и коэф¬фициента развития;
- предложены ориентиры совершенствования управления организационными, нормативно-правовыми, финансово-кредитными, инфраструктурными, имущественными и другими мерами поддер¬жки инновационной деятельности в сфере малого предпринима¬тельства, отличающиеся перераспределением части функций на муниципальный уровень путём реализации муниципальных про¬грамм развития, создания сети субфедеральных финансовых ин¬ститутов поддержки малого инновационного предпринимательства, обществ взаимного кредитования, страхования и др.;
- аргументирована необходимость использования в качестве инструмента развития инновационного предпринимательства в регионе интегрированного информационного ресурса, построен¬ного на основе корпоративного информационного портала (КИП);
- обоснована целесообразность повышения роли обществен¬но-ассоциативных форм поддержки малых инновационных пред¬приятий региона, выполняющих функции общественного патронирования создаваемых предприятий и оказываемых ус¬луг, информационно-консультационной поддержки и др.
- разработана методика оценки эффективности инновацион¬но-инвестиционных проектов субъектов малого предприниматель¬ства, которая основана на аналоговом экономико-математическом моделировании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Составные элементы комплексного анализа тенденций раз¬вития малого инновационного предпринимательства на региональ¬ном уровне (ранговая оценка субъектов предпринимательской деятельности, рентабельность, объём произведённой продукции, саль¬дированный финансовый результат деятельности, коэффициент раз¬вития), позволившие исследовать особенности формирования этого сектора экономики в 18 областях Центрального федерального ок¬руга РФ и сформулировать вывод о необходимости активизации политики управления развитием системы поддержки малого инно¬вационного предпринимательства на региональном уровне.
2. Концептуальная модель повышения эффективности уп¬равления малыми инновационными предприятиями на региональ¬ном уровне, предусматривающая, в отличие от имеющихся, усиленный характер программно-целевой концентрации всех ресурсов поддержки. Разработанные методы по формированию благоприятных экономических условий и среды функциониро¬вания малого инновационного предпринимательства предусмат¬ривают: совершенствование нормативно-правовой базы (правовые гарантии, патентное право и др.); обеспечение льготной, селек¬тивной кредитно-финансовой поддержки через общества взаим¬ного кредитования, страхования, гарантийные фонды и др.; ослабление налогообложения за счёт снижения ставок местных налогов; предоставление гарантий под кредит; льгот и преферен¬ций в аренде фонда нежилых помещений.
3. Принципы формирования региональной, включённой в общероссийскую инфраструктуру связи, информационно-ком- муникационой системы, представляющей собой единый интег¬рированный информационный ресурс, построенный на базе корпоративного информационного портала (КИП), которая по¬зволит осуществлять информационное обеспечение развития малого инновационного предпринимательства.
4. Управление развитием системы поддержки малого иннова¬ционного предпринимательства на региональном уровне требует использования общественно ассоциативных форм (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды), что позволит объединять в себе необходимые ресурсы для развития и защиты интересов малых инновационных предприятий. Необходимым условием их формирования является выделение управленческих отношений, создающих заинтересованность в эффективной реализации инно¬вационной деятельности у всех её участников.
5. Методика оценки экономической эффективности иннова¬ционно-инвестиционных проектов субъектов малого предпри¬нимательства, построенная на основе метода аналогового математического моделирования сравнения потоков информа¬ционных и экономических ресурсов с экономическими резуль¬татами деятельности предприятий, оценки их влияния на инновационное предложение и рыночный спрос и позволяю¬щая адекватно описывать реальный процесс функционирования малых инновационных предприятий в регионе с учётом специ¬фических для этого сектора факторов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций по повышению эффективности системы поддержки малого инноваци¬онного предпринимательства в областях Центрального федераль¬ного округа РФ. При всём многообразии инструментов действую¬щей системы поддержки обосновывается принцип обязательного их сочетания с использованием рыночных экономических рычагов и стимулов в интересах эффективного функционирования предпри¬нимательских структур. Основные практические выводы диссерта¬ции могут быть использованы в деятельности региональных органов законодательной и исполнительной власти с целью формирования эффективной системы поддержки малых инновационных предприя¬тий, учитывающей внутренние и отраслевые факторы экономичес¬кого развития, а также могут использоваться при разработке региональных и муниципальных Программ поддержки малого пред¬принимательства в областях Центрального федерального округа РФ.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на меж¬дународных научно-практических конференциях: "Социально-эко¬номическое развитие регионов: реальность и перспективы" (Воронеж, ВГТУ, 20-21 марта 2003 г.); "Предприятия России в транзитивной экономике" (Ярославль, Государственный универ¬ситет им. П.Г. Демидова, 29-30 октября 2002 г.); "Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлече¬ния в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России" (Орёл, ГТУ, 24-26 апреля 2002 г.); "Управление качеством жизни, обра¬зования, продукции и окружающей среды в регионах России" (Орёл, ГТУ, 17-20 апреля 2001 г.) и других межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях; на круглом столе "Информационная и государственная (областная) поддерж¬ка малого бизнеса", проводимого Фондом "Евразия" и Админист¬рацией Орловской области (30 октября 2002 г.); на коллегии Управления по делам молодёжи Администрации Орловской обла¬сти при обсуждении концепции развития молодёжного движения в Орловской области на период до 2010 г. (12 февраля 2003 г.).
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 15 научных статьях общим объё¬мом 3,25 печатных листа.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включаю¬щего 215 источников. Содержание работы изложено на 175 страницах основного текста, включает 20 таблиц, 13 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы диссер¬тации, определяется степень разработанности проблемы, форму¬лируются цели и задачи, оценивается научная новизна, практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Теоретические основы управления малым инновационным предпринимательством" рас¬сматривается управление деятельностью малых инновационных предприятий, опыт использование результатов инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, обобща¬ются принципы формы и методы поддержки и стимулирования малого инновационного бизнеса.
Малое инновационное предпринимательство целесообраз¬но определить как особую систему самостоятельной хозяйствен¬ной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими или юридическими лицами в ма¬лых организационных формах на постоянной основе с целью получения прибыли или предпринимательского дохода, в ходе которой создается и реализуется инновационный продукт.
В связи с этим считаем необходимым к малым инновацион¬ным предприятиям относить: группу малых предприятий, базо¬вой деятельностью которых является - инновационная, а продукция таких предприятий находит применение для получе¬ния нового научного знания или опытно-экспериментальной про¬верки идей и решений; группу малых предприятий, создаваемых авторами научно-технических новшеств или изобретений, исполь¬зуемых затем в различных отраслях экономики; группу малых инновационных предприятий, создаваемых для производственно¬го освоения научно-технических достижений. Такие предприя¬тия существует наряду с традиционными для нашей науки крупными отраслевыми научно-исследовательскими института¬ми и конструкторскими бюро, в которых созданы условия для проведения крупномасштабных исследований и разработок, но недостаточно эффективно реализуются функции внедрения.
В настоящий момент совершенствование организационных форм управления деятельностью малого инновационного пред¬приятия является важным средством поддержания активности в освоенных областях и экспансии на новых направлениях. На основе изучения преобразовательных возможностей инноваций (фундаментальных, прикладных, существующих запасов, привлека¬емых извне) и сроков их трансформации, проведённого груп¬пой научно-технического мониторинга инноваций, посредством проведения анализа конкурентоспособности товаров и услуг, эффективности существующей организации производства и ме¬неджмента, организации и мотивации труда руководство малым инновационным предприятием через систему реализации про¬ектов получает результаты своей деятельности. Повышенная организационно-экономическая гибкость таких предприятий способна приносить достаточный коммерческий и социально- экономический эффект, основанный на переходе от ценовой к неценовой конкуренции и уменьшении периода освоения ново¬введений. Важнейшее значение при этом уделяется развитию и использованию экономической организации поисковых иссле¬дований и внедрения достижений НТП в производство - вен¬чурному предпринимательству. Это приводит к тому, что малые инновационные предприятия занимают в общих объёмах НИОКР около 30%, экономический эффект от которых очень велик, при том, что число таких предприятий от общего числа не превышает 5% и постоянно снижается.
Поэтому необходимо сформулировать принципы управле¬ния инновационным предпринимательством: свобода научного и технического творчества в сочетании с ответственностью работника и коллектива за результаты деятельности; свобода доступа к научной и научно-технической документации; широ¬кое привлечение общественно-ассоциативных форм поддерж¬ки; гарантии правовой охраны интеллектуальной собственности; многообразие форм собственности; разграничение полномочий федерального, регионального и муниципального уровней под¬держки; развитие конкуренции с условием защиты от недо¬бросовестной конкурентной борьбы; активная поддержка в соответствии с основными целями и задачами государственной научно-технической политики; постоянный оперативный мони¬торинг инновационной активности малого предпринимательства.
Для решения задачи управления развитием малым иннова¬ционным предпринимательством на региональном уровне необ¬ходимо наличие развитой системы поддержки, представляющей собой совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих орга¬низационных и управленческих подсистем, необходимых и доста¬точных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации нововведений. Рыночная ориентация такой системы будет определять её способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной эконо¬мики и возможность быстрой адаптации к постоянным динами¬ческим изменениям. Конечной целью должна быть не просто поддержка конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновацион¬ной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление кри¬зиса экономики и спада производства, его структурную перестрой¬ку, усиление конкурентоспособности и привлекательности выпускаемой продукции для внутреннего и внешнего рынков, со¬хранение и дальнейшее развитие научно-технического и иннова¬ционного потенциала регионов.